О нас пишут

Новые публикации

Большой Антикварный Салон 2008 и 2009
Фінансова криза святкує перший день народження
Иконы, которые держал в руках граф Лев Толстой. Телеканал "НТВ"

«Боско»: мода родом из прошлого. Журнал "Gallery", №3-4, 2005

Четырехлетний юбилей киевской антикварной галереи «Боско» – событие обнадеживающее и знаковое. Здесь стильная, уютная атмосфера и широкий выбор старинных вещей.

Коллекционирование антиквариата – престижное хобби, выгодное капиталовложение и высокодоходный бизнес. Старинные вещи парадоксально сочетают эстетику «ускользающей красоты» исторической эпохи с ростом стоимости этой красоты. Да, представьте себе, бывает и приятно и полезно одновременно! Так как моральный кодекс «строителя коммунизма» не предусматривал увлечения безделушками буржуазной роскоши, в советские времена любовь к антиквариату глубоко скрывалась в узком кругу подпольщиков-коллекционеров.

К счастью, сегодня в жизни предметов искусства, обладающих уникальным духом, который связывает времена и поколения, начинается новый виток. И это разогревает страсть у ценителей старины в нашей стране.

Четырехлетний юбилей киевской антикварной галереи «Боско» – событие обнадеживающее и знаковое. Здесь стильная и уютная атмосфера, а широкий выбор старинных вещей гарантирует посетителю не один час общения с профессиональными сотрудниками. Когда попадаешь внутрь, появляется ощущение, что находишься в доме опытного коллекционера с тонким и качественным вкусом. На стенах – живопись разных эпох и направлений, в витринах – старинные предметы прикладного искусства, и все это органично дополняется антикварной мебелью. О некоторых образцах, представленных в «Боско», нам согласилась рассказать искусствовед галереи, Валентина Кирилловна Уманец.

В XVII веке шкафы с выдвижными ящиками на подставке, или кабинеты, были самым модным и новым видом мебели. В предыдущем XVI веке такой кабинет представлял собой портативный шкафчик с двумя дверцами либо с опускающейся передней частью, и ставили его на обычный стол. Но шкафы на подставках казались более прочными, вместительными и декоративно привлекательными. Их стали активно изготавливать во Франции, Англии и, конечно, в Голландии. В своей работе голландские мастера добивались сочетания прочности и полезности, одновременно демонстрируя богатую фантазию в декоре.

Такие кабинеты – прообраз современных сейфов. В них хранились драгоценности и документы.

Голландский кабинет XVII века, представленный в галерее «Боско», напоминает музейный экспонат, который бережно хранили столетиями. Двенадцать выдвижных ящиков придают ему симметричность и строгость. Но стоит распахнуть центральные двухстворчатые дверцы, как чувствуешь, будто прикоснулся к необыкновенной загадке или семейной тайне, надежно скрытой от постороннего взгляда внутри этого шкафчика. Внутренний дизайн кабинета выполнен в виде миниатюрного торжественного зала, где мозаичный пол, подобно шахматной доске, выложен из дерева и слоновой кости, а зеркала, словно верная гвардия, выстроились вдоль стен. Ощущение тайны появляется не случайно, ведь в этом пространстве размещались крошечные ящички, которым вверялось все самое сокровенное и дорогое. В них хранились драгоценности, документы и ценные бумаги. Только хозяин и мастер, изготовивший шкафчик, знали расположение потайных ячеек и способы их открывания. Кабинет сделан из эбенового и красного дерева, украшен инкрустациями из слоновой кости и черепашьего панц ря, а также бронзы в виде накладок. Голландская сдержанность проявилась в простоте подставки из витых ножек без особой резьбы и яркого цвета. Кабинет такого качества – большая редкость, поскольку любой голландский мастер мог сделать не более двух подобных экземпляров за всю свою жизнь. Изготовлялись они по заказу очень богатых людей, например, епископа или вельможи. Сейчас подобных кабинетов осталось буквально несколько, и находятся они в различных музеях мира. Поэтому этот кабинет смело можно назвать уникальным произведением мебельного искусства.

В конце XVII и начале XVIII веков в Европе стала пользоваться большим спросом мебель, привезенная из Китая и Японии. Наряду с замечательными восточными вещами из фарфора и бронзы, популярность приобрела лаковая мебель, изготовленная в Китае и Японии. Мастера из этих стран оказали огромное влияние на европейских производителей мебели, в частности, на английскую марку «Чипенддейл». Китай – родина лаковой техники. Чаще всего лаковая мебель имела золотую отделку на черном, красном или коричневом фоне. Технология изготовления лаковой мебели очень сложная и трудоемкая.

На изделия наносилось большое количество слоев лака. Каждый слой должен был хорошо просохнуть. Затем мастер шлифовал его и наносил золото или серебро капельным напылением. И так множество раз! Время, потраченное на изготовления одного лакового кабинета, могло исчисляться годами. От мастера лаковой мебели требовались необыкновенное терпение и усидчивость. Декор вырезался на черном фоне и закрашивался золотой краской, а потом гравировался. Широко применялась интарсия различными материалами: слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром и другими материалами. Шкафы, покрытые лаком и живописно украшенные, устанавливались на опорах европейской работы. Такие опоры, как правило, богато декорировались.

Китайский кабинет, представленный в галерее «Боско», изготовлен в середине XIX века. Это красный лакированный шкаф, за двумя створками которого расположены три выдвижных ящика и три полки. Расписана лишь внешняя сторона кабинета, а внутри он окрашен в черный цвет. На шкафу хорошо выделяются мощные бронзовые накладки. Консольный столик, на котором стоит кабинет, заслуживает особого внимания. Он богато декорирован мощной резьбой, покрыт серебром и эффектно контрастирует с красным цветом. Каждый шкаф выполнялся под индивидуальный заказ и был уникальным, а декор отражал состоятельность заказчика. Более роскошный и пышный декор был символом богатства и знатности хозяина кабинета.

Прекрасно сохранившийся японский кабинет, представленный в «Боско», – уникальный образец японской лаковой мебели. Он изготовлен из дерева, покрыт черным лаком, роспись сделана из золота и красного лака. За двухстворчатыми дверцами находится одиннадцать разных по размеру выдвижных ящиков. Причем, на каждый из них нанесена индивидуальная живописная композиция. Роспись этого японского кабинета поражает мастерством исполнения, богатством и разнообразием утонченного рисунка, любоваться которым можно часами. Ведь каждый сантиметр шкафа – составная часть живописного сюжета. Сначала наслаждаешься росписью на дверцах кабинета, затем – гладкой росписью на боковых стенках, а, распахнув дверцы, сосредотачиваешь внимание на настоящем панно из рисунков на их внешней стороне и на каждом ящичке. Композиции передают гармонию японского пейзажа и дух пасторальных сценок. Японский домик в тени бамбука, окруженный пышными цветами, фазанами или петушками воплощает умиротворенность, спокойную радость и идиллию жизни не только японской знати, но и простых людей. Светло окрашенный с золотым декором консольный столик изящно дополняет шкаф.

Наряду с таким распространенным видом восточной мебели как кабинеты, в Европу поступали в большом количестве столики, кресла и стулья. Образец такой мебели красуется в витрине галереи – это парные китайские кресла XIX века. Сделаны они из дерева, покрыты черным лаком и росписью из золота и красного лака. Сочетание в декоре иероглифов и орнамента удачно подчеркивает их экзотический стиль. Хотя кресла достаточно Наряду с таким распространенным видом восточной мебели как кабинеты, в Европу поступали в большом количестве столики, кресла и стулья. Образец такой мебели красуется в витрине галереи – это парные китайские кресла XIX века широкие и вместительные, изогнутые подлокотники и спинка создают чувство легкости и изящной компактности. В них свободно располагался китайский господин, одетый в традиционный объемный халат. Китайская мебель чаще всего изготавливалась из бамбука и древесины твердых пород, таких как черное и розовое дерево.

Досуг зачастую проводили за игрой в карты, которые вошли в европейскую моду в XVII веке. Ломберные столики предназначались специально для игры в карты. Они отличались между собой как стилем исполнения, так и декором, и обычно были складными. На время игры столик устанавливали по центру комнаты, за ним рассаживались азартные игро-ки, а после игрового сеанса его складывали до следующей встречи. Ломберный столик XIX века, представленный в галерее, изготовлен во Франции в стиле Наполеона III. Это дорогая вещь для богатого интерьера. Традиционно поверхность столика выполнялась из пулейного зеленого сукна с твердой, но гладкой поверхностью на которой мелком записывались суммы проигрыша и выигрыша.

Изящество французского вкуса проявлялось и в изготовлении мебели. Пример тому – небольшие изящные витринки. Дорогие, бьющиеся и хрупкие безделушки или статуэтки из фарфора и слоновой кости требовали особо аккуратного обращения. Для хранения и экспозиции, небольших по размеру ценных вещей делались специальные витрины-горки. Витринки французской работы, которые можно увидеть в галерее, идеально подходят для изделий из фарфора, стекла и серебра. Они выполнены из дерева, а стеклянные дверцы и бока позволяют рассматривать предметы, выставленные внутри, со всех сторон. Витрины щедро украшены бронзовыми накладками. По их низу на трех поверхностях размещены живописные картинки: в центре – пасторали, а по бокам – пейзажи. Несмотря на то, что представленные витрины считаются парной вещью, у них есть отличительные черты. К примеру, у одной выпуклые бока, а у другой – вогнутые. Так мастер проявлял свой творческий подход и стиль, делая каждую вещь неповторимой. Сверху витрин расположены мраморные доски и плиты, на которых можно расставить более тяжелые и крупные предметы интерьера: светильники, скульптуры, вазы. Нетрудно вообразить, как гармонично вписывались такие витрины в женский будуар или гостиную.

В старинных интерьерах особо ценились парные вещи. Так, их неотъемлемой частью были консольные пристенные столики. Над ними вешали роскошные зеркала, а часы или канделябры размещали на поверхности столика. Парные консоли, представленные в галерее, создавали в интерьере особую атмосферу.

Обычно их ставили у противоположных стен в большом зале или в проемах между окнами. Консоли изготовлены из дерева, белой патины и позолоты. Мощная резьба по дереву и две изящные изогнутые ножки придают столикам торжественный и богатый вид. Мраморная поверхность консолей позволяет устанавливать на них тяжелые предметы, например, бронзовые часы.

Сегодня антикварные часы привлекают нас сочетанием точности механизма с искусством внешней отделки. Интерьерные часы бывают различных видов: каминные, консольные, настенные, напольные. Напольные или длиннокорпусные часы – это синтез инженерной мысли и ремесла. Наиболее ранние экземпляры таких часов появились в середине XVII века с изобретением маятника. Длинный футляр стал практическим разрешением проблемы сохранения и движения гири маятника, защитой механизма от вмешательства извне. Циферблат обычно изготовляли из бронзы или эмали.

В галерее напольные часы моментально привлекают внимание. Они, подобно строгим колоннам, украшают зал галереи и своим мелодичным боем звучно напоминают о прошлом и текущем времени. Представленные здесь напольные часы изготовлены в Англии, Франции и Голландии. С первого взгляда можно заметить их основные различия и особенности. К примеру, французские часы конца XIX века сделаны из прямоугольной полированной стойки из красного дерева, которое декорировано бронзовыми накладками. Особой роскошью декора отличается верх корпуса – фонарь, в котором находится сердце часов – их механизм. Часы имеют недельный завод с получасовым и часовым мелодичным боем. Они оснащены пружинно-маятниковым механизмом. Английские напольные часы XVIII века изготовлены из дуба, украшенного сложной искусной резьбой. Циферблат выполнен из бронзы с применением гравировки и литых бронзовых накладок. Голландские напольные часы конца XVIII века поражают почти трехметровой высотой корпуса. Хотя они снабжены английским механизмом с четвертным, получасовым и часовым боем, их дубовый корпус изготовлен в Европе в традиционном голландском стиле, богато украшен и декорирован резьбой. В бронзовом циферблате с гравировкой и литыми металлическими накладками по углам установлен лунный календарь.

В памяти возникают слова: «старинные часы – свидетели и судьи…» Наслаждаясь строгим боем антикварных часов, еще больше понимаешь смысл почти забытой лирической песни. Все меняется и уходит в прошлое, а часовой механизм продолжает работать и уносить с собой в потайную страну несбывшееся и мимолетное. Лучшего символа вечности человечество, пожалуй, не изобрело.

Жизнь, конечно, невозможно возвратить, как и невозможно войти дважды в одну реку. Но почувствовать дух безвозвратно ушедших эпох, воссоздать их атмосферу и настроение, вполне реально. Такое желание возникает после прикосновения к предметам старины и ознакомлением с их историей.

Не верится? Попробуйте сами – это очень заразительно!

Журнал "Gallery", №3-4, 2005 г.

Публикации по теме:

Фінансова криза святкує перший день народження

Сьогодні (16/09/2009) свій день народження відзначає світова фінансова криза. Рік тому збанкрутів банк Леман Бразерз - він став провісником подальшого колапсу. І нещодавно стало відомо, що банкрутства - а може, і самої кризи могло і не бути. Адже врятувати банк пропонували Уорену Бафету. І він навіть попросив вислати йому деталі угоди. Та їх надіслали голосовою поштою.

Посмотреть

Удивительная скульптура. Журнал «Gallery», №3, 2006

Драгоценные камни и минералы – редкие и удивительные создания неживой природы. С глубокой древности привлек ают они к себе внимание людей. Вероятно, никогда не исчезнет традиция использовать природные камни-самоцветы в к ачестве украшений и сувениров.

Посмотреть

Искусство в обмен на деньги. Журнал "Компаньон", №26, 2007

Ликвидность – один из важных параметров антиквариата, влияющий на принятие решения о его покупке.

Посмотреть

Вопрос цены. Журнал "Компаньон", №38, 2007

Уверенность в справедливой цене – необходимое условие как для приобретения антикварного предмета, так и для того, чтобы считать эту покупку удачной.

Посмотреть

Застывшее очарование природы. Журнал "Gallery", №5 2005

Коллекционирование картин – весьма понятное хобби. Эстетическая ценность полотен очевидна, особенно в том случае, когда мы говорим о классических, доступных для понимания, жанрах изобразительного искусства.

Посмотреть
О галерее Каталог Это интересно Как нас найти О нас пишут Выставки
Гильдия Антикваров Украины
Галерея "БОСКО"

г. Киев,
ул. Ольгинская, 2/1
(возле театра им. Ивана Франко)

тел.:   38 044 278-13-73
38 044 278-13-49
38 044 451-61-95
38 044 278-09-73 (факс)
facebook.com/bosko.gallery
bosko.gallery@gmail.com

   Создание сайта - Applemint

    bigmir)net TOP 100